Негруль Наталья педагог дошкольного образования

Проект «Матрешка»

 

Краткосрочный проект

«Наша добрая матрешка»

Во 2 младшей группе №4

Содержание проекта:

Предмет проекта: «Матрешка».

Вид проекта: творческий, групповой.

Участники проекта: дети второй младшей группы, возраст 3-4 года, воспитатель (педагог), родители воспитанников.

Продукт детской деятельности: детские рисунки на бумаге, танцевальные импровизации и итоговое занятие.

Сроки реализации: 1 неделя.

Актуальность:

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

(Вадим Шефнер,1970)

Анализ детских игрушек позволил сделать вывод, что набор игрушек, предлагаемый для педагогов и родителей, не всегда имеет развивающий потенциал. Игрушки должны быть подобраны таким образом, чтобы вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать их музыкальному развитию. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития младшего дошкольного возраста в настоящее время является актуальной.

Одной из таких игрушек по праву можно считать «МАТРЁШКУ».

Кукла «Матрешка» – самая древняя и популярная детская игрушка. Первые куклы «Матрешки» были связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Куклы «Матрешки» были не просто игрушками. Через них предавалась система ценностей народной культуры. Главная ценность традиционной народной куклы «Матрешка» состоит в том, что она сохраняет в своем облике самобытность своего народа. На Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет».

Не стоит забывать, что «Матрешка» – это детская развивающая игрушка. «Матрешка» удивляет собой – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка? Когда главный секрет открыт, начинается игра: ребенок учится сравнивать фигуры по высоте, по размеру, цвету, объему, развивая мышление и логику, развивает моторику рук. Эта замечательная игрушка имеет заслуженное признание у воспитателей.

В настоящее время современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать. И мы решили, с помощью осуществления данного проекта, вызвать познавательный интерес у детей и их родителей через национальную игрушку – «Матрешку».

 

 

 

 

 

 

 

Цель проекта:

Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал младших дошкольников, ориентированных на диалогические взаимодействие детей, родителей и воспитателей, способствующих пониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.

Задачи проекта:

Познакомить с русской народной игрушкой; 

Формировать интерес к русской народной игрушке «Матрёшке»;

Формировать интерес к народной культуре и традициям;

Развивать творческие способности детей и родителей;

Создать условия развития творческих способностей детей;

Учить аккуратно наклеивать элементы аппликации;

Прививать интерес к нетрадиционным способам рисования;

Расширять словарный запас детей.

Участники проекта:
воспитатели
дети второй младшей группы №4
родители воспитанников.

Подготовительный этап проекта.
(основные шаги по реализации проекта)

выбор темы и цели проекта, формы его защиты;

подбор методического материала, научно-популярной и художественной литературы, иллюстраций по теме проекта;

подбор дидактических игр, иллюстраций, приобретение материалов для изобразительной и другой деятельности;

ознакомление родителей с предстоящим проектом. Составление совместного плана работы над проектом. Оформление родительского уголка;

Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария.

Описание продукта: 

· Создание картотеки «Стихи, загадки о матрёшке»;

· Дидактические игры: «Домик для матрёшки», «Собери матрёшку», «Большие и маленькие матрёшки»;

· Консультации для родителей «Как играть с матрёшкой»;

· Создание выставки «Матрёшечки»;

· Изготовление матрёшки в технике папье-маше. Макет: «Домик для матрёшечек».

Ожидаемый результат:
Возникновение у детей интереса к русской культуре, интерес к творчеству, умение использовать нетрадиционные и бросовые материалы в собственном творчестве. Родители станут активнее участвовать в жизни детского сада.

Основной этап проекта.

· Беседа: «Знакомство с матрёшкой» познакомить детей с русской народной игрушкой;

· Чтение стихотворений о матрёшках Д. Артамонова, А. Рыбачёк, А. Лисицына;

· Рисование ватными палочками «Украсим сарафан» - развитие творческих способностей, показать, что рисовать можно не только кисточкой;

· Аппликация из салфеток «Наряди матрёшку» - продолжать закреплять умение аккуратно приклеивать детали аппликации;

· С/р игра: «Чаепитие с матрёшкой» - формировать умение правильно вести себя за столом;

· Д/игра «Собери матрёшку» - учить составлять предметы из 3 частей;

· Физкультурная минутка «Матрёшки» - повторять движения в соответствии с текстом;

· Слушание песни «Русские матрёшечки» - развитие музыкального слуха, воспитывать интерес к выполнению танцевальных движений;

· Рассматривание иллюстраций по теме;

· Строительство домика для матрёшечек из спичечных коробков - показать детям способы постройки домика из коробков, познакомить с профессией строителя;

· Изготовление матрёшки в технике папье-маше – развивать интерес к творчеству, показать детям способы изготовления поделок из бумаги;

· Самостоятельные игры с матрёшками – развивать инициативу, интерес к русской народной игрушке.

· Беседа «Деревянная красавица» - Поговорить с детьми о материале, из которого делают матрёшку;

· Разучивание стихотворения «Матрёшки - деревяшки» Н. Костиной;

· Аппликация «Цветочный сарафан» - учить доводить до конца начатое дело, аккуратно приклеивать детали аппликации;

· Работа с раскрасками - продолжать учить аккуратно закрашивать элементы рисунка, выбирать цвет для раскрашивания;

· Д/игра «Подбери домик для матрёшки» - продолжать учить соотносить размер и цвет;

· Речевая игра с движением «Матрёшка, ты где?» - продолжать учить действовать по сигналу;

· С/р игра «Семья» - формировать представления о семейных ценностях;

· Танец: «Матрёшечки» - развитие чувства ритма, продолжать учить делать движения в соответствии с текстом и музыкой;

· Рассматривание иллюстраций – «Такие разные матрёшки».

Изготовление матрёшки в технике папье-маше – продолжать работу над созданием матрёшки, объяснить почему работа происходит поэтапно. 
Самостоятельные игры с матрёшками – продолжать развивать инициативу, интерес к русской народной игрушке.

Беседа «Почему Матрёшку назвали Мартёшкой» - рассказать детям о том, почему деревянную красавицу назвали «Матрёшка»;

· Инсценировка «В гостях у Матрёны» – закрепить навыки сервировки стола, поведения за столом;

· Д/игра «Подбери сестричку» - закреплять умение сравнивать узоры сарафана, цветовую гамму;

· П/игра «Платочек» - формировать умения выполнять движения и действия с платочками;

· С/р игра «Букет для Матрёшки» - закрепить названия садовых цветов;

· Загадки о матрёшках – развивать логическое мышление;

· Вспомнить разученное стихотворение - учить читать стихотворение с выражением, не стесняться;

· Рисование манной крупой «Сарафан расписной» - продолжать знакомить с нетрадиционными способами рисования;

· Аппликация «Платочек для матрёшки» - продолжать учить симметрично располагать узор, самостоятельно выбирать элементы для аппликации;

· Слушание «Мы матрёшки» - прививать интерес к музыке.

Изготовление матрёшки в технике папье-маше – покрыть матрёшку белой краской, объяснить, что она выравнивает цвет.
Самостоятельные игры с матрёшками - развивать фантазию, игровые навыки.

Игра «Найди матрёшку» - развитие внимания, умение ориентироваться в пространстве, различать левую и правую стороны;

· Чтение стихотворений Н. Долгова, В. Ерёминой, Н. Костина;

· Д/игра «Большие и маленькие матрёшки» - закреплять умение сравнивать два предмета по величине;

· С/р игра «Новоселье у матрёшек» - развитие словаря «новоселье», развивать навыки игры, учить действовать выбранной роли, самостоятельно дополнять игру;

· П/игра «Матрёшка в гостях у ребят» - побуждать детей активно участвовать в музыкально-ритмической деятельности;

· Пластилинография «Ах красавица матрёшка» - продолжать формировать навыки работы с пластилином, развивать мелкую моторику рук;

· Работа с раскрасками: продолжать учить аккуратно закрашивать элементы рисунка;

· Пение «Мы матрёшки – вот какие крошки» - продолжать воспитывать интерес к музыке, формировать умение самостоятельно выполнять движения в соостветствии с текстом песни.

Работа с родителями: Подготовка атрибутов для подвижных игр, консультации.

Итоги проекта:
В ходе проекта дети познакомились с русской народной игрушкой Матрёшкой, некоторыми техниками нетрадиционного рисования, у детей расширился словарный запас. Появился более устойчивый интерес к творчеству, интерес к русской культуре через знакомство с матрёшкой. Вместе с воспитателем изготовили домик из спичечных коробков, а так же изготовили матрёшку в технике папье – маше.
Дети с большим удовольствием участвовали в реализации проекта, проявляли инициативу и творческий подход в играх и художественно - творческой деятельности.
Родители стали больше интересоваться жизнью детей в группе, проявлять инициативу, пополнять развивающую среду.

19 октября 2022 в 17:04

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.